Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ лицея № 1

п/п
1.
2.
2.1.
2.2.

2.3.

2.4.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.

СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
Целевой раздел
Пояснительная записка
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития, осваивающих адаптированную образовательную
программу начального общего образования (вариант 7.1.)
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной образовательной программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы начального общего образования
Содержательный раздел
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей
Программа формирования универсальных учебных действий
Программа коррекционной работы
Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития

2

Стр.
3
5
5
7

8

10

13
13
13
13
22
22
22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (далее - АОП НОО обучающихся с ЗПР) - это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. (далее - Программа) МБОУ лицея № 1 разработана в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования (далее - ФАОП НОО).
Структура адаптированной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Структура АОП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР в лицее, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
•
пояснительную записку;
•
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП НОО;
•
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов:
•
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
•
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области;
•
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
•
программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа
жизни;
•
программу коррекционной работы;
•
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса,
а также механизмы реализации компонентов АОП НОО.
Организационный раздел включает:
•
учебный план начального общего образования;
•
систему специальных условий реализации АОП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
АОП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих,
так и особых образовательных потребностей отдельных обучающихся с ЗПР, получение
образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места
проживания обучающегося.
АОП НОО обучающихся с ЗПР создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, к
3

которой при необходимости может быть создано несколько учебных планов, в том числе
индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или
отдельных обучающихся с ЗПР.
АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий
получения образования.
Определение вариант 7.1. АОП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
(далее
—
ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АОП НОО обучающихся с ЗПР, в том
числе и на основе индивидуального учебного плана. Вариант АОП НОО обучающихся с ЗПР
создается и реализуется в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
•
структуре АОП НОО;
•
условиям реализации АОП НОО;
•
результатам освоения АОП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП НОО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:
•
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
•
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
•
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
4

формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АОП НОО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего
образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АОП НОО
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
5

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды (населённого пункта, района, города).
Принципы и подходы к формированию адаптированной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Общая характеристика адаптированной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной
общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 4 классы).
АОП НОО представляет собой адаптированный вариант образовательной программы
начального общего образования (далее — ОП НОО). Адаптация программы предполагает
введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП НОО (вариант
7.1), требований к результатам освоения программы коррекционной работы АОП НОО для
обучающихся с ЗПР. Обязательными условиями реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР
является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
педагогических работников, реализующими программу коррекционной работы, содержание
которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Определение варианта АОП НОО для обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
заключения ПМПК, сформулированного по результатам его комплексного психолого-

6

педагогического обследования, с учетом ИПРА (при наличии).
2.2.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, осваивающих
АОП НОО (вариант 7.1).
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий,
поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику
построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как
общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность
между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с
ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и одноклассниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО (вариант 7.1), характерны следующие
специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса);
комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
групп обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
7

окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
2.3.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
с
задержкой
психического развития адаптированной образовательной программы начального общего
образования
Самым общим результатом освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР должно стать
полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР
АОП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных
средах:
• развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать
запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную
обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
• овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных
бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в
8

каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной
жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений,
ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное
участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
• овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении,
расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как
средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как
средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
• способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым
окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об
опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности)
для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и
школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и
других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в
пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной
жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в
семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать
вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
9

• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые
социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,
близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание,
отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального
контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АОП НОО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия
и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях
общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической
деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и
сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП НОО
предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АОП НОО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
2.4. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
начального общего образования
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений
обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и
педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АОП
НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
10

метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АОП НОО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при
завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АОП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АОП
НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы составляет неотъемлемую часть
АОП НОО.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с
ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и
11

социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АОП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования
обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных
сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной
работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики
обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения
образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими
характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае
необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать
все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего
времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной
формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей,
состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или
неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР
в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные
эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения
дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной
работы или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание
учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает
оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами
освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки
результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов
объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно
контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей
оценки достижений обучающегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая
обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в
социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной
12

жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных
представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным
показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния
нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы
коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей)
необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для
получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и
содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся
на итоговую оценку.
3. Содержательный раздел
3.1.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
3.2. Программа формирования УУД
Программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
3.3. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК и ИПРА (при наличии).
Программа коррекционной работы разработана в МБОУ лицее № 1 в соответствии с ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом АОП НОО обучающихся с ЗПР.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты психологопедагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ и детей инвалидов:
- инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по АОП;
- обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП) с использованием надомной формы
обучения (в соответствии с рекомендациями ВК);
- инклюзивное обучение и организация коррекционно-развивающих занятий педагогами,
специалистами психолого-социально-педагогического сопровождения школы (в соответствии с
рекомендациями ВК).
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических
требований).
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-социальнопедагогическое сопровождение обучающихся в освоении образовательной программы
начального общего образования на основе осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать
особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
13

- определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой
категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной
программы начального общего образования и их инклюзивном образовании в школе;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с
ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК), врачебной комиссии (ВК));
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и
(или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или)
психическом развитии, оказание помощи в освоении АОП НОО
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
- оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и
методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом
его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов
и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий
взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности
по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение
ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению.
Программа коррекционной работы начального общего образования обучающихся с ЗПР
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работа - обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья
обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием
АОП НОО. Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых
образовательных потребностей:
14

- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося;
мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АОП НОО;
анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных
мероприятий.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося
(совместно с педагогами);
формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
разработку оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и индивидуальных
коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми
образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его
поведения;
социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и
коррекцию отклонений в развитии;
15

коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психо-коррекцию его
поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных
методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
обучающихся с ЗПР в освоении АОП НОО, консультирование специалистов, работающих с
детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и
обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и
оказания возможной помощи обучающимся в освоении общеобразовательной программы.
4. Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с
особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР,
взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и
др. Информационно-просветительская работа включает:
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности;
психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной
психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы начального общего образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с
особенностями образовательной деятельности и сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Этапы реализации программы:
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
16

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей
развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская
деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный
процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных
условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и
процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизмом реализации программы коррекционной работы (организационноуправленческой формой) является деятельность ППк школы.
Психолого-социально-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм
взаимодействия специалистов МБОУ лицея № 1 (далее - Учреждение), объединяющихся для
психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации.
Целью
ППк
является
обеспечение
диагностико-коррекционного
психологопедагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей школы и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
обучающихся.
Задачи ППк:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии,
социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об
организации психолого-педагогического сопровождения;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им
психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
- выявление резервных возможностей развития обучающегося;
- определение
характера,
продолжительности
и
эффективности
специальной
(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в школе возможностей;
- контроль за выполнением рекомендаций ППк.
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее
эффективности.
Основными функциями ППк являются:
1. Проведение углубленного психолого-педагогического и социального изучения ребенка на
17

протяжении всего периода его обучения в школе.
2. Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование
возможностей ее коррекции.
3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности
учебно-воспитательного процесса.
4. Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
5. Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического
процесса.
Обязанности участников ППк лицея
Участники

Обязанности

Руководитель
(председатель)
ППк

- организует работу ППк;
- формирует состав участников для очередного заседания;
- формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
- контролирует выполнение рекомендаций ППк;
- координирует связи ППк с участниками образовательной деятельности,
структурными подразделениями школы.
Секретарь ППк - обобщает, систематизирует полученные представленные специалистами данные,
готовит аналитические материалы к заседанию ППк;
- готовит заключение ППк о проблемах обучения и развития ребенка и оформляет
протокол консилиума;
- ставит в известность родителей (законных представителей) о необходимости
обсуждения проблемы ребенка и сообщает родителям (законным представителям) и
специалистам ППк срок и место проведения заседания ППк.
Педагог- организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;
- обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит
психолог
аналитические материалы;
- формулирует выводы, гипотезы;
- вырабатывает предварительные рекомендации.
Социальный
педагог

- дает характеристику неблагополучным семьям;
- предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне и
семье.
Учителя,
- дают развернутую педагогическую характеристику на ученика по предлагаемой
работающие в форме;
- формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации.
классах
Школьный врач - информирует о состоянии здоровья учащегося;
- дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;
(медсестра)
- обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому
специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости).

Основные
направления
коррекционно-развивающей
работы
специалистов
с
обучающимися ОВЗ и детьми - инвалидами:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики,
развитие навыков каллиграфии, развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного
восприятия, развитие памяти и внимания, развитие пространственных и временных
представлений.
3. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа, навыков
группировки и классификации, умения работать по словесной и письменной инструкции,
составление алгоритма, умения планировать деятельность, развитие индивидуальных
склонностей и способностей.
4. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, гипотетических
навыков.
18

5. Формирование универсальных учебных действий (УУД) с учетом индивидуальных
особенностей учащихся и ведущей деятельности возраста.
6. Коррекция в развитии эмоционально-волевой сферы.
7. Формирование навыков смыслового чтения, расширение представлений об окружающем
мире, развитие речи и повышение уровня общей осведомленности.
8. Повышение уровня сформированности общеучебных учений и навыков, уровня
обучаемости.
9. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях учебных предметов, повышение уровня
обученности и качества знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и
психофизических возможностей.
Работа ППк включает следующие этапы организации коррекционно-развивающего
воздействия:
1. Организационный - непосредственно организация деятельности психологопедагогического консилиума в школе на основании нормативно правовой документации:
приказа о создании ППк, Положения о ППк, договора о взаимодействии ППк, графика
работы ППк.
2. Предварительный - составление договора между школой и родителями (законными
представителями) обучающихся с ОВЗ.
3. Подготовительный - сбор анамнестических данных и подборка диагностического
инструментария.
4. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума.
5. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной
помощи.
6. Направление ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию
(при необходимости) (ТПМПК).
7. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе,
выработка педагогической стратегии в организации коррекции и развития ребенка с ОВЗ.
8. Разработка индивидуально ориентированной программы развития ребенка.
9. Реализация рекомендаций консилиума.
10. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения
включает:
- программу коррекционно-развивающей работы педагога-психолога;
- коррекционно-развивающую программу учителя - логопеда;
- коррекционно-развивающие программы по отдельным учебным предметам.
- социально-педагогическое развитие средствами занятий внеурочной деятельности.
№
1

Направление
программы
Психокоррекционные
развивающие
занятия

Цель
Коррекция и развитие когнитивной,
эмоционально-волевой и мотивационноличностной сфер обучающихся с ОВЗ

19

Ожидаемые результаты
Сформированность
психических процессов,
необходимых для освоения
ООП НОО и успешной
социализации детей с ОВЗ

2

Коррекционноразвивающие
занятия с
учителемлогопедом

Создание условий для овладения
обучающимися конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими
через развитие всех компонентов устной и
письменной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя, произносительной
стороны речи; связной речи - диалогической и
монологической форм, письма и чтения) в
различных формах и видах учебной
деятельности через комплексную систему
работы с опорой на сохранные анализаторы,
коррекцию поведения, развитие внутренней
учебной мотивации

Сформированность устной
и письменной речи для
полноценного освоения
ООП НОО и социализации
обучающихся с ОВЗ

3

Коррекционные
занятия по
отдельным
учебным
предметам

Оказание помощи обучающимся в
преодолении их затруднений в освоении
основной образовательной программы
обучающимся с ОВЗ с учетом их
индивидуальных особенностей.

4

Социальнопедагогическое
развитие
обучающихся
средствами
внеурочной
деятельности

Инклюзивное участие учащихся с ОВЗ, детейинвалидов, испытывающими временные
трудности в адаптации и социализации, и
имеющими сложности в усвоении
общеобразовательной программы в
мероприятиях внеурочной деятельности в
школе

Успешное освоение
обучающимися ООП НОО
с учетом требований и
планируемых результатов
основной образовательной
программы,
индивидуальных и психофизиологических
особенностей учащихся
Освоение обучающимися
ООП НОО;
сформированность у
обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов необходимых
социальных умений
обеспечивающих их
личностное развитие,
сформированность
личностных и
метапредметных навыков

5

Медицинское
сопровождение
обучающихся.

Создание и контроль здоровьесберегающих
условий образовательной среды школы,
профилактика простудных и вирусных
заболеваний.

Сохранение и укрепление
здоровья обучающихся с
ОВЗ, создание комфортных
условий для
образовательной
деятельности детей с ОВЗ и
детей-инвалидов

Мониторинг динамики развития и успешности в освоении коррекционной программы
Мониторинг динамики выявленных проблем развития речевых и психофизических
процессов обучающихся с ОВЗ в рамках коррекционной программы проводится два раза в год в
конце каждого полугодия от стартовой точки в начале учебного года.
Результаты промежуточной и итоговой диагностики сравниваются с критериями оценки
уровня сформированности психических процессов, на основании чего определяется актуальный
уровень развития обучающихся, наличие или отсутствие динамики сформированности
мыслительных операций, универсальных учебных действий, личностных качеств.
Учитывая нормативно-правовые документы по организации образования для детей с ОВЗ,

20

детей-инвалидов, психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов,
обучающихся в школе, их возрастные особенности, разработаны следующие критерии оценки
уровня сформированности речевых, когнитивных и психофизических способностей у младших
школьников с ОВЗ в рамках коррекционно-развивающих программ.
Область применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга,
используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса, определяется
степень результативности коррекционно-развивающих воздействий, что поможет в дальнейшем
скорректировать индивидуально-ориентированную программу.
Критерии оценки динамики развития в рамках коррекционной программы
Динамика развития

Уровень
% выполнения
сформированности
заданий
Норма
81 - 100

Навык или функция развиты в достаточной мере: задание
понимает и самостоятельно выполняет правильно без
ошибок, рационален, работоспособность высокая,
деятельность целенаправленная, ориентирована на
достижение положительных результатов в обучении
Эмоционально-волевая
зрелость.положительная динамика в
Выше среднего
61 - 80
Количественная и качественная
развитии навыка или функции: задание понимает, пи
выполнении допускает 1-2 погрешности, при наводящей
помощи видит и исправляет ошибки, работоспособность
достаточная, деятельность устойчивая, проявляет интерес к
учебной деятельности
Средний
41 - 60
Волнообразная динамика по развитию навыка или функции:
знания неустойчивые, при выполнении задания нуждается в
активной помощи, нестабилен, работоспособность снижена,
работает формально, поведение ситуативное/
демонстративное/наблюдаются аффективные вспышки
Недостаточная динамика по развитию навыка или функции:
Ниже среднего
21 - 40
задание возможно при постоянной разъяснительной
помощи взрослого, работоспособность низкая, деятельность
неустойчивая, поведение реактивное/демонстративное/
наблюдаются частые аффективные вспышки
Эмоционально-волевая
незрелость.
Отрицательная
или крайне
низкая динамика по развитию
Низкий
1 - 20
навыка или функции: помощь не принимает, перенос на
аналогичные задания не осуществляет, работоспособность
крайне низкая, отсутствие мотивации к учебной
деятельности, поведение реактивное/демонстративное/
наблюдаются частые аффективные вспышки
Эмоционально-волевая незрелость.
Планируемые результаты коррекционной программы
В результате выполнения программы коррекционной работы планируются следующие
результаты:
- своевременное выявление обучающихся с ОВЗ и раннее определение специфики их особых
образовательных потребностей;
- успешная адаптация обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов к условиях образовательной
среды лицея, расширение адаптивных возможностей личности обучающихся в их условиях
инклюзивного образования;
- повышение уровня социализации обучающихся с ОВЗ, сформированности жизненно
важных компетентностей, овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия;
- повышение уровня обученности и качества образования обучающихся с ОВЗ, освоивших
ООП НОО по адаптированным образовательным программам;
21

- повышение уровня сформированности УУД в соответствии с требованиями ООП НОО;
- успешная реализация и совершенствование коррекционных программ обучающихся с ОВЗ;
- повышение психолого-социально-педагогической грамотности родителей (законных
представителей) обучающихся с ОВЗ по вопросам обучения и воспитания детей с особыми
возможностями здоровья, спецификой психического и (или) физического развития;
- повышение профессиональных компетентностей педагогических кадров, обобщение и
распространение передового педагогического опыта.
Требования и условия к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются в рамках АОП применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ,
ребенку-инвалиду в соответствии с его потенциальными возможностями, особыми
образовательными потребностями, рекомендациями ТПМПК и ВК.
4. Организационный раздел
4.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится по 5
часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
4.2.
Система условий реализации адаптированной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР определяются ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему требований к кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР и
достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР представляют собой
интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АОП НОО, и
структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации
указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей
образовательной среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых
образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных
представителей), духовно-нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и
укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Кадровые условия
Описание кадровых условий реализации АОП НОО включает:
• характеристику укомплектованности штата лицея кадрами;
• описание уровня квалификации работников и их функциональных обязанностей;
• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения
квалификации педагогических работников;
• описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.
Уровень квалификации работников лицея, реализующих АОП НОО обучающихся с ЗПР,
для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
В штат специалистов лицея, реализующей вариант 7.1 АОП НОО обучающихся с ЗПР
входит: учитель начальных классов, учитель иностранного языка, учитель музыки, учитель
физической культуры, педагог-психолог, социальный педагог.
Педагоги МБОУ лицея № 1, которые реализуют программу коррекционной работы АОП
22

НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), имеют, наряду со средним или высшим
профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности
направлению (профилю, квалификации) подготовки, удостоверение о повышении квалификации
в области инклюзивного образования установленного образца.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансирование программы коррекционной работы осуществляется в объеме,
предусмотренным законодательством.
Финансовое обеспечение соответствует специфике кадровых и материально-технических
условий, определенных для АОП НОО обучающихся с ЗПР.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде
сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки обучения.
Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная услуга по реализации основной
общеобразовательной программы начального общего образования, которая адаптируется под
особые образовательные потребности обучающегося и при разработке которой необходимо
учитывать следующее:
1) обязательное включение в структуру АОП НОО обучающегося с ЗПР программы
коррекционной работы, что требует качественно особого кадрового состава специалистов,
реализующих АОП НОО;
2) создание специальных материально-технических условий для реализации АОП НОО
(специальные учебные пособия, специальное оборудование, специальные технические средства,
специальные компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ЗПР.
При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ЗПР на
оказание государственной услуги учитываются вышеперечисленные условия организации
обучения ребенка с ЗПР.
Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР (при наличии) в
соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями реализации АОП НОО,
требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с ЗПР
должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с
этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть
отражена специфика требований к:
• организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;
• организации временного режима обучения;
• техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;
• учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам
обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и
позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных
условий во всех учебных и внеучебных помещениях.
В лицее есть специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогомпсихологом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого23

педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР. Организовано пространство для отдыха и
двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня..
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в
классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АОП НОО необходимо
обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне внимания
педагога.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день)
устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об
образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными
актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их особым
образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АОП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4 года (1-4
классы).
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 классы - 33 учебных
недели; 2 - 4 классы - 34 учебных недели.
Для профилактики переутомления обучающихся с ЗПР в годовом календарном учебном
плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность учебной недели - 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к
максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.3648-20).
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается с
учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в
среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР устанавливается
с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению
(регулируется объем нагрузки по реализации АОП НОО, время на самостоятельную учебную
работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 2.4.3648-20. Образовательная недельная нагрузка равномерно
распределена в течение учебной недели.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу,
время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе
занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение
учебного дня.
Учебные занятия начинаются в 8.15.
Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов - не должно превышать 4 уроков и один день в неделю - не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 45 минут. При определении
продолжительности занятий в 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения: в
первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 45 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены
24

допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между
началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним
уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают
познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения обучающихся с
ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c
колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами,
интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для
хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором
аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и
др.
Учебный и дидактический материал
При освоении АОП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для
сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые
образовательные
потребности,
приложениями
и
дидактическими
материалами
(преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими
тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию
программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения ОП
НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость
специального подбора дидактического материала, преимущественное использование
натуральной и иллюстративной наглядности.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на
обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной группы
требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования
обучающихся с ЗПР, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые
должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному
ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку
необходимых
индивидуализированных
материалов
для
реализации
АОП
НОО.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса
координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс
образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу
образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей
участников образовательного процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР
направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы,
планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его
осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса
включают:
1. Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР.
2. Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательных
отношений.
25

3. Специальные периодические издания (журналы), знакомящие с современными научно
обоснованными методическими материалами и передовым опытом воспитания и обучения детей
с ОВЗ.
4. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами, в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах
данных.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».