Факультативный курс_Родной русский язык_2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края (функции и полномочия учредителя осуществляются
Управлением образования администрации города Комсомольска-на-Амуре
Хабаровского края)
МБОУ лицей № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Родной язык (русский)»
для обучающихся 2-х классов

г. Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного
языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено
на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела,
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
Цели программы:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное,
этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике
русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование
умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Задачи программы:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского
народа;
- формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что
способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной
из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении
русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём
комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на
общую учебную нагрузку в объеме 34 часа во 2 классе. Количество часов в неделю - 1 час.
Содержание учебного предмета во 2 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок,
свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
- слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
- слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
- слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши
не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл,
но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с
дровами (тат.). Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (9ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с
учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную
форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть
слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить
несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной
коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов:
развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Резерв учебного времени – 3ч
Планируемые результаты изучения предмета
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего
образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и
явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и
сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов
и сравнений в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в
современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их
употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования
языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в
речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
- соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
- выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
- редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более
точной передачи смысла;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение
отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1
лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое
выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
- соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
- совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для
уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов
для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных
этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа;
- владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение
языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую
связь между фактами;
- умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план
текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами
работы с примечаниями к тексту;

- умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с
изменением лица;
- уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
- уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и
др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини доклад;
- создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
- создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по
городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер классах, связанных с народными
промыслами);
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в
письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
- соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» во 2 классе
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие
умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и
задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев),
обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков
работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология
и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является
сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный
и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова,
где произношение и написание совпадают;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём
говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью
учителя и записывать его.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п Название разделов и тем
Всего
Проектные
Практические
часов
работы
работы
1
Русский язык: прошлое и 15
1
0
настоящее
2
Язык в действии
9
0
1
3

Секреты речи и текста

7

1

1

4

Резерв

3

0

0

Итого

34 часа

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».